Автомобили производят львиную долю атмосферных загрязнений — в среднем, около 70% в крупных городах. Поэтому европейские страны ещё с 1958 года начали разрабатывать систему правил, которые ограничивали бы выбросы вредных веществ двигателями. Первую версию такой системы ограничений ввели в 1992 году, когда у промышленности появились технологии нейтрализации выхлопных газов.
Специалисты в области экологии, химии, биологии выделили наиболее опасные для природы и здоровья людей вещества, что содержатся в автомобильных выбросах:
- оксиды азота;
- оксиды углерода;
- углеводороды;
- твёрдые частицы (сажа).
Они вызывают хронические заболевания органов дыхания, серьёзное ухудшение иммунитета, негативно влияют на сердечно-сосудистую систему, провоцируют дегенеративные процессы в головном мозге. Поэтому экологические стандарты Евро направлены на жёсткое ограничение количества именно этих веществ в отработанных газах автотранспорта, как легкового, так и грузового.
В России также действуют стандарты Евро, которым должны соответствовать все автомобили, находящиеся в эксплуатации, вне зависимости от года выпуска. Если подержанное авто не удовлетворяет требованиям текущего стандарта, то его необходимо переоборудовать.
Текущий экологический стандарт Евро-5
Евросоюз в 2008 году принял пятую версию экологического стандарта для автотранспорта, в России же она начала действовать с 2016 года. Евро-5 содержит регламенты для производителей машин, а также бензинов и дизельного топлива. При этом для грузовых автомобилей и дизельного топлива ограничения традиционно мягче из-за объективной невозможности уравнять их с легковыми — у грузовика больше объём двигателя, выше мощность, а значит, и грязнее выбросы.
Для тягачей, самосвалов, автобусов и прочего крупного транспорта Евро-5 устанавливает следующие ограничения по содержанию вредных веществ в отработанных газах на каждый кВт*ч работы двигателя:
- оксидов азота — не более 2 г;
- оксидов углерода — не выше 1,5 г;
- углеводородов — до 0,46 г;
- твёрдых частиц — не более 0,02 г.
Здесь надо обратить внимание, что регламентируется количество веществ не на километр пройденного пути, как у легковых автомобилей, а на киловатт-час той работы, что совершает двигатель грузовика. Такое различие обусловлено тем, что разная грузовая техника тратит очень разную мощность для преодоления одного расстояния.
Стандарт Евро-5 и ввоз грузовой техники
Импорт грузовой и специальной техники из Китая удовлетворяет от 20% до 80% потребностей российского рынка, в зависимости от типа техники. При всей масштабности закупок китайских грузовых машин, с ними связана старая и очень серьёзная проблема. Китайские производители не спешат приводить свою продукцию в соответствие требованиям Евро-5.
Так, вся китайская спецтехника 2004 - 2010 года выпуска априори не дотягивает до Евро-5 и требует переоборудования. Для этого надо обратиться в аккредитованную организацию, которая после нужных работ выдаст сертификат соответствия Евро-5. Более новая техника может и не требовать переоборудования, тогда нужно обратиться в Ростехнадзор с заявлением на получение сертификата.
Новые автомобили предпочтительны ещё и потому, что их растаможка обходится значительно дешевле. Пошлины на технику возрастом до 3 лет могут быть в 2 раза ниже, чем на более старые авто. И чем новее китайская техника, тем вероятнее, что она соответствует требованиям Евро-5. В ином случае, даже при успешном прохождении таможни, её нельзя будет поставить на учёт ГИБДД и эксплуатировать.